В марте Центральная библиотеки им. Н. А. Яхлакова вновь собрала любителей поэзии в литературно-музыкальной гостиной "Струны души" на встречу, посвященную памяти сразу двух поэтесс: Беллы Ахмадулиной и Риммы Казаковой. Такие разные и в жизни, и в творчестве, обе они – часть истории нашей страны, нашей литературы. Белла – как стихия воздуха и ветра, легкая, порывистая. Римма – это стихия земли, человек, прочно с нею связанный. И все-таки очень похожими: отношением в жизни, к ее вечным ценностям, к людям, к любви. В поэзии каждой - присутствует пристальный интерес к своему времени, его проблемам, связи поколений. И всё – через особенности женского восприятия жизни, глубины женского сердца, способного быть не только нежным, но и мужественным. Постарею, побелею, как земля зимой. Эту песню Александры Пахмутовой в 1970-е знала и пела вся наша страна. А автор слов – Римма Казакова - получила всенародную известность и признание. Хотя многие ценители и почитатели советской поэзии уже задолго до появления песни «Ненаглядный мой» знали и успели полюбить эту поэтессу, обладающую удивительной жизненной силой и энергией. Действительно, трудно найти среди немногих российских поэтесс более жизнестойкую и оптимистичную женщину. Сколько в ней было оптимизма, веры в доброе и хорошее, веры в окружающих людей, в себя и свои силы! Эти чувства Римма Фёдоровна не только сохранит на протяжении всей жизни, но и передаст читателям. В поэзии Риммы Казаковой - ее мятежная душа, стремящаяся к гармонии и любви, остро и болезненно переживающая жизненные драмы, обретающая мудрость и понимание. В ее стихах – судьба каждой российской женщины, ее мечты, тревоги и печали. Лучшие стихи Риммы Казаковой: «Я – остров...», «Стихи о новорожденном сыне», «Снежная баба», «Быть женщиной – что это значит?..», «Как просто быть счастливой в этом мире!..» и другие напоминают о сложности и противоречивости чувства любви, о глубине и незащищенности этого чувства. Любовь – благо, счастье, радость и в то же время – печаль, источник горечи, драматизма, сфера противостояния личностей, неизбежных обид, страданий и борьбы. «Наверное, надо любить тоньше. Лирическая героиня Казаковой очень близка ее современницам. Это – личность, в высшей степени разносторонняя, живая, отзывчивая, внимательная ко всему, способная разделить чужое горе, умеющая слушать и слышать – и в то же время уверенная в себе и предназначенной ей миссии. Сегодня мало таких людей, как Римма Фёдоровна, а поэтов тем более. Жаль, если её светлые, незатейливые, искренние, такие «народные» стихи не найдут читателя в ХХІ веке. Но ничто не заменит запаха скошенного сена и воздуха после дождя, как и оптимизма поэзии несравненной Риммы Казаковой. «Мы молоды. У нас чулки со штопками. Несколько иная интонация у произведений Беллы Ахмадулиной. Если стихи Казаковой просты по форме и содержанию, то в стихах главное - не громкость, а, напротив, интимность, изящество (иногда переходящее в вычурность). Её стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы, явственно отмечен напряжённым женским вниманием к деталям, к тому чувству, которое называется любовью. Ахмадулина - автор с обаятельно женственной, колдовской, обволакивающей интонацией. Она цеплялась за любовь, Она цеплялась за любовь, Она цеплялась за любовь Вот дура! Дура ты, любовь, Эх, дура, дура ты, любовь, Бабушка привила девочке любовь к русской литературе, русскому языку, читая с ней Пушкина, Лермонтова, Гоголя. С этой любовью Ахмадулина и прошла по жизни. Среди современных поэтов именно Белла стала хранительницей русской культуры, русского языка. Поэзия стала её призванием, её сутью. Ее имя, всегда окутанное ореолом таинственности и утонченности, необыкновенные интонации ее голоса и особая женственность манили людей как магнит, а стихи передавались из уст в уста и переписывались от руки в блокнотики и тетрадки. «Прост путь к свободе, к ясности ума - достаточно, чтобы озябли ноги. Осенние прогулки вдоль дороги располагают к этому весьма. Грипп в октябре - всевидящ, как господь. Как ангелы на крыльях стрекозиных, слетают насморки с небес предзимних и нашу околдовывают плоть. Вот ты проходишь меж дерев и стен, сам для себя неведомый и странный, пока еще банальности туманной костей твоих не обличил рентген. Еще ты скучен, и здоров, и груб, но вот тебе с улыбкой добродушной простуда шлет свой поцелуй воздушный, и медленно он достигает губ. Отныне болен ты. Ты не должник ни дружб твоих, ни праздничных процессий. Благоговейно подтверждает Цельсий твой сан особый средь людей иных. Ты слышишь, как щекочет, как течет под мышкой ртуть, она замрёт - и тотчас определит серебряная точность, какой тебе оказывать почёт. И аспирина тягостный глоток дарит тебе непринужденность духа, благие преимущества недуга и смелости недобрый холодок». Песни на ее стихи звучат во многих фильмах: «Застава Ильича», «Жестокий романс, «Служебный роман», «Ирония судьбы или С легким паром» и других. Она была очень женственная, и в этом ее суть: в юности порывистая, с возрастом изысканная. Ей шли экстравагантные туалеты. Белла ставила во главу угла дружбу. Эта тема красной нитью пронизывает всё её творчество, особенно в раннем периоде, когда дружелюбие проявляется наиболее искренне и бескорыстно. Друзья... Это особый сюжет её жизни. Сама Белла выразила своё жизненное кредо следующим образом: «Когда моих товарищей корят Эти строки были её жизненной философией. Однажды у неё поинтересовались, счастливо ли сложилась её судьба. «Мне другой не надо», - сказала, как отрезала. Ахмадулина была и останется самым нежным, светлым и мужественным поэтом плеяды шестидесятников, и не только – она останется одним из лучших лириков ХХ века. Эпоха 60-х подарила нам немало замечательных поэтов (можно долго перечислять их имена: Вознесенский, Рождественский, Окуджава и др.), среди которых достойное место занимают Римма Казакова и Белла Ахмадулина. Такие разные и в жизни, и в творчестве, обе они – часть истории нашей страны, нашей литературы. Их творчество объединяли раскрепощённость, дерзость, безотчетность порыва, свобода… Гости вечера «Поэзия женской души» услышали песни на стихи Риммы Фёдоровны и Беллы Ахматовны, посмотрели фрагменты фильмов, в которых звучали песни на их стихи, познакомились с воспоминаниями современников, узнали некоторые факты биографии поэтесс и, конечно, на протяжении всего мероприятия звучали стихи поэтесс в исполнении опаринских любителей поэзии З.Д. Касьяновой, А.Г. Бобровой, Н.В. Громоздовой, Е.Г.Засобиной, Т.А. Бетехтиной, А. И. Блинова, А. С. Мальцева. | |
| |
Просмотров: 59 | |
Всего комментариев: 0 | |