16 февраля в литературно-музыкальной гостиной «Струны души» в Центральной библиотеке прошел вечер, посвщенный Игорю Губерману - советскому и израильскому прозаику, пишущему на русском языке, поэту, автору сатирических четверостиший - гариков.
Ведущие вечера Инькова Татьяна и Татарская Анастасия познакомили присутствующих с биографией и творчеством Игоря Мироновича Губермана.
Послушали его гарики в исполнении участников художественной самодеятельности: Громоздовой Надежды Вениаминовны, Бобровой Антонины Геннадьевны, Касьяновой Зои Дмитриевны, Бетехтиной Татьяны, Александра Зубатого, Дерновой Светланы, Блиновой Елены. Были показаны видео с концертов Игоря Губермана, где он читает сам свои четверостишия. Темы разные: о родине, тюремные сибирские, о старости, выпивке, о боге, о любви и женщинах, что думают мужчины о женщинах, детские стишки.
Свободолюбивая диссидентская среда, в которую попал Игорь Миронович , наложила отпечаток на его творчество. Игорь и сам начал посвящать свое время «неофициальному» творчеству. Он стал писать книги на научно-публицистические темы.: «Чудеса и трагедии черного ящика» (1968); «Бехтерев. Страницы жизни» (1976); «Смертные грехи. Дорога в рай», а также сценарии для документального кино.Кроме этого, Губерман печатал небольшие статьи и очерки в периодических изданиях. Со временем в «самиздате» начинают появляться стихотворные миниатюры Губермана, позднее получившие название «гарики». Известности ему добавили и книги : «Искусство стареть», «О выпивке, о Боге, о любви» и др. Эти произведения написаны для русскоговорящей аудитории. В своих последних интервью Игорь Миронович признает, что так и не стал популярным среди говорящей на иврите части населения Израиля.
В большей степени Игорь проявлял себя как поэт-диссидент. Игорь Миронович почти всю сознательную жизнь боролся с советским строем. Литератор в то время часто пользовался псевдонимами – под своим именем писать откровенные стихи, в которых с юмором говорилось о проблемах Страны Советов, было опасно. Любая власть не любит становиться предметом насмешек, тем более остроумных и публичных. Власть свела счеты с неугодным поэтом в 1979 году. Было сфабриковано уголовное дело о якобы скупке ворованных икон. Игорь Губерман получил 5 лет лишения свободы.
Славу ему создали, безусловно, «гарики». Число «гариков» перевалило за пять тысяч, вместе они образуют некий «гипертекст». Художественные приемы его стихов типичны для постмодернизма, присутствует обилие нецензурной («ненормативной») лексики. Не все критики и не все читатели в восторге от Губермана. Он сам принимает это как должное — «…правы, кто хвалит меня, и правы, кто брызжет хулу».
«Гарики» можно разделить по темам: о любви и женщинах, о возрасте и старости, о выпивке, о жизни и о Боге.
Сложно стать популярным поэтом-сатириком в наше время. Но Игорю Губерману это удалось. У него есть уникальная способность — коротко и очень смешно обратить в рифму весь трагикомизм жизни.
Губерман считал свои стишки продолжением жанра, основателем которого являлся выдающийся поэт древности с Востока Омар Хайам.
Сегодня Игорь Губерман как и прежде популярен, а его оригинальные четверостишья все так же актуальны. Он продолжает писать «гарики» и активно гастролирует по всему земному шару. Часто приезжает в Россию, выступая на поэтических вечерах.
«Грустные и смешные, добрые и непримиримые, полные горьких раздумий и жизнелюбия, они могут жить подлинной жизнью только внутри российской действительности, их породившей», так охарактеризовал творчество Губермана Александр Городницкий.
В конце вечера Елена Юрьевна Блинова поделилась с присутствующими воспоминаниями и впечатлениями от концерта Игоря Губермана, на котором побывала в 2019 году и, который проходил в г. Кирове. Также Е.Ю. Блинова рассказала о том, каким ей показался сам поэт, что читал, как реагировали в зале на его поэзию.
Все, кто пришел в библиотеку в этот день, не пожалели о потерянном времени, а получили заряд веселья, бодрости, оптимизма, что немаловажно в наше сегодняшнее время.
Больше фотографий в нашей группе ВКонтакте
|